ПРАВОМЕРЕН ЛИ ВЗЛОМ ПОМЕЩЕНИЙ ПРИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ
Имеют ли право представители налоговых органов принудительно вскрывать помещения и вторгаться на территорию организации для проведения налоговой проверки?
Нет, не имеют.
Право доступа проверяющих на территории, производственные, складские, торговые и иные помещения (в том числе места, используемые налогоплательщиком в целях извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения) для обследования, проведения инвентаризации имущества последнего, изъятия документов и предметов закреплено в ч. 12 ст. 91, ч. 1 ст. 93 НК и п. 2 ст. 5 Закона «О государственной налоговой службе»[1].
Налогоплательщик же обязан допустить проверяющих лиц на свою территорию и в помещения для проведения проверки при соблюдении теми предписаний закона о порядке проведения проверки (ч. 3 ст. 92 НК), т.е. проверка должна быть законной.
Однако, в случае, если налогоплательщик, пусть даже незаконно, отказывается допустить «непрошенных гостей» на свою территорию, закон не наделяет налоговые органы правом вскрывать его помещения (в т.ч. путем взламывания запоров, дверей, окон) для получения к ним доступа и выполнения проверочных действий? Это, по мнению автора, является превышением полномочий.
К тому же при причинении вреда налогоплательщику, его имуществу могут наступить последствия, предусмотренные ст. 105 НК (возмещение убытков и упущенной выгоды со стороны проверяющих).
Налоговые органы могут воздействовать на таких налогоплательщиков следующим способом (чч. 5-7 ст. 92 НК):
проверяющие лица должны составить акт о воспрепятствовании налогоплательщиком их доступу на его территорию и в помещения для проведения проверки. Он подписывается ими и налогоплательщиком. При отказе последнего подписать акт в нем делается соответствующая отметка;
воспрепятствование доступу, а также воспрепятствование выполнению налоговиками своих служебных обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную законом (в частности, ст. 198 КоАО «Невыполнение законных требований или воспрепятствование выполнению служебных обязанностей представителя власти»; штраф от 0,5 до 1 МРЗП – для граждан, от 1 до 2 МРЗП – для должностных лиц);
привлечение к указанной ответственности не является основанием для отмены налоговой проверки.
Кроме того, в случае воспрепятствования проверяемым лицом проведению налоговой проверки или отказа в допуске проверяющих лиц для обследования территорий, помещений налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по его счетам в банках (абз. 2 ч. 2 ст. 96 НК).
Принудительно вскрывать помещения и вторгаться на территорию налогоплательщика нельзя не только тогда, когда налогоплательщик (его представитель) этому препятствуют, но и просто отсутствуют на месте[2].
Это не допускается даже тогда, когда налогоплательщик (его представитель) участвует в проверке, не отказывается от вскрытия, но не может это сделать в момент проверки по каким-то причинам (например, утерян ключ и дубликат в другом месте, отсутствует работник, у коего хранятся ключи от замка, и пр.).
[1] Доступ проверяющих лиц в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физлиц не допускается иначе как в случаях, установленных законом, или на основании решения суда (ч. 8 ст. 92 НК).
[2] Отсутствие налогоплательщика – юрлица по заявленному адресу дает налоговому органу основания для обращения в суд с заявлением о приостановлении операций по его счетам в банках (абз. 3 ч. 2 ст. 96 НК).
Источник: norma.uz
Комментариев нет:
Отправить комментарий